Деятельность школьного историко - краеведческого музея, связана с постоянным пополнением материалами фондов музея. Сбор материальных предметов, их сохранение и изучение - это главное условие развития музея. В музее накоплен огромный материал о наших земляках, воевавших с фашистами. Фонды насчитывают 275 единиц хранения. Фонд используется в работе по краеведению, по военно-патриотическому воспитанию и в школьном курсе истории при изучении темы "Великая Отечественная война». Осколки снарядов, гильзы, мины и другое - все это найдено на полях былых сражений или подарены музею ветеранами и гостями музея. В музее хранятся также фотографии ветеранов войны, их воспоминания, материал о воздушном бое в первый день войны командира 123-го авиаполка Б. Н. Сурина.
При разработке экспозиционного плана, прежде всего нами разрабатывается тематическая структура особо важное звено в научной подготовке экспозиции.
Придерживаясь принципа историзма в тематической структуре, делим экспозицию на отделы по этапам; далее на темы и под темы, которые взаимно связаны между собой.
Основной фонд, в соответствии с концепцией развития музея, составляют музейные предметы, так или иначе связанные с жизнью наших предков, историей школы, с событиями во время Великой Отечественной войны. Поступление предметов фиксируется. Ведутся книги учета фондов, составляются акты приемки и передачи. Ведется картотека по системным разделам: вещественные, изобразительные, письменные, фото.
После оформления поступления предмета проводим его изучение. Составляем научное описание предмета, но эта работа пока имеет прагматический характер, составляем этикетки. Таким образом «готовим» предмет к применению в выставочной и экспозиционной работе.
Документация по учету и хранению фондов музея:
- Паспорт музея.
- Учетная карточка.
- Акты поступлений.
- Акты передачи на временное хранение.
- Книги учета поступлений
- Книга отзывов.
Все перечисленные документы имеют в школе статус официальных документов и поэтому к ним подобающее отношение.
Вспомогательный фонд:
- Фотографии, ксерокопии газетных и журнальных статей, архивные сведения, книги
- Папки с набором материалов (фотографии, доклады учащихся, газетные статьи, ксерокопии газетных статей, архивные данные)
- Папка «Патриотическое воспитание подрастающего поколения»
- Папка-проект «Мой родны кут»
- Папка «Мой род, моя семья».
АЛЬБОМЫ, содержащие богатый материал на темы:
- "Пионеры - герои Советского Союза";
- "Наша боль - Афганистан",
- "Он не вернулся из боя..."
- Дневник дружины им. П. Морозова" (1979-80 уч. год),
- Фотоальбом «Летопись ветеранов Великой Отечественной войны»,
- «Сожжённые деревни Кобринского района»,
- «Трагические страницы истории»,
- творческая работа «Наследники Победы».
БУКЛЕТЫ:
- "Экскурсия в природу" (весна, лето),
- «Музей «Имениночка»,
- «Звёздный поход",
- «Дорогами Афганистана»,
- «Юные пионеры-герои».
ПИСЬМА, АЛЬБОМЫ с записями воспоминаний ветеранов;
СТЕНДЫ:
- З гісторыі маёй вёскі;
- Яны ваявалі за Радзіму;
- У сучаснай Беларусі,
- История Именинской средней школы.
НОВЫЕ ЭКСПОНАТЫ:
Ящик для боеприпасов, глиняный кувшин, рушники, деревянный крюк и др.
Количество экспонатов всего - 322, в том числе основного фонда - 275.
Учебный год
|
Количество экскурсий
|
Количество посетителей
|
2008-2009
|
13
|
160
|
2009-2010
|
15
|
177
|
2010-2011
|
11
|
108
|
2011-2012
|
22
|
225
|
2012-2013
|
19
|
128
|
2013-2014
|
24
|
222
|
2014-2015
|
19
|
179
|
2015-2016
|
13
|
130
|
2016-2017
|
16
|
148
|
2017-2018
|
14
|
152
|
2018-2019
|
15
|
170
|
2019-2020
|
20
|
201
|
2020-2021
|
23
|
275
|
2021-2022
|
14
|
186
|
Всего:
|
238
|
2461
|
Виды работ:
- учебная экскурсия в музее;
- урок - экскурсия в музее;
- использование музейных предметов в качестве учебных пособий на уроке;
- подготовка докладов, рефератов, сообщений, исследований по предметам на основе материалов музея;
- экскурсии для учащихся, выпускников, гостей, родителей, населения, ветеранов войны и труда;
- классные часы в музее;
- краеведческие чтения на базе музея;
- использование фондов музея для воспитательных мероприятий;
- проведение краеведческих конференций;
- интегрированные уроки (история + литература + музыка) и др.
Школьный музей - база для серьёзной воспитательной работы учащихся, в частности, велика роль музея в формировании личности ребёнка, гражданина, в воспитании любви к родному краю, трудолюбия.
Деятельность школьного историко - краеведческого музея, связана с постоянным пополнением материалами фондов музея. Сбор материальных предметов, их сохранение и изучение - это главное условие развития музея.
В музее накоплен материал о наших земляках, воевавших с фашистами. Фонды насчитывают 220 единиц хранения. Фонд используется в работе по краеведению, по военно-патриотическому воспитанию и в школьном курсе истории при изучении темы "Великая Отечественная война». Осколки снарядов, гильзы, мины и другое - все это найдено на полях былых сражений или подарены музею ветеранами и гостями музея. В музее хранятся также фотографии ветеранов войны, их воспоминания, материал о воздушном бое в первый день войны командира 123 авиаполка Б. Н. Сурина. Тут, около деревни Именин, героически погиб в танке командир 22-й танковой дивизии В.П. Пуганов.
На базе музея работают объединение по интересам “Волшебная глина” и «Юные корреспонденты» (руководитель Бондарук В.В.)
Экскурсионно-массовая работа:
- обзорные экскурсии с учащимися школы в течение двух полугодий;
- тематические экскурсии для учащихся 5-7 классов («Ветераны живут рядом», «Учителя — ветераны Великой Отечественной войны»);
- работа экскурсионной группы («История моей деревни», «Дорогами Афганистана», (презентация), экскурсия
- рефераты «Годы, опалённые войной»;
- просмотр фильмов о войне, изучение документов;
- изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение;
- оформляет экспозиции и выставки;
- проводят экскурсии для учащихся, родителей, гостей;
- оказывает содействие учителям в использовании музейных экспонатов в учебно-воспитательном процессе;
- занимается подготовкой и проведением тематических мероприятий для школы, села.
- встречи с ветеранами войны и труда, узниками.
Работа с активом осуществляется по программе «Деревня в прошлом и настоящем». Источники наших знаний по истории родного края, о чем будет рассказывать школьный музей, его основные разделы, где и как собирать материалы для музея, изучение архивных документов, учёт и хранение собранного материала, как оформить выставку и музейную экспозицию, как подготовить доклад-экскурсию, задачи и функции школьного музея.
Научно-исследовательская работа:
Дальнейшее изучение фондов музея, документов, газетных статей с целью систематизации краеведческого материала, краткие исторические вестники для экспозиций музея.
На протяжении всего учебного года музей используется в учебно-воспитательной работе на уроках истории во внеклассных мероприятиях (уроки мужества), При подготовке научно-исследовательских работ. при организации встреч с ветеранами. Музей организует выставки и встречи согласно плану работ.